Ролан Гаррос – история одного человека и одного чемпионата

Ролан Гаррос (Roland Garros) – выдающийся французский летчик-истребитель, спортсмен, герой войны, погибший в бою Первой мировой; к теннису имел мало отношения. Доподлинно известно, что он был неплохим регбистом, играл за команду «Стад Франсе», но вот сведений о том, что Ролан был теннисным чемпионом нет ни в одном архиве.

 

Однако именно в его честь назван открытый чемпионат Франции по теннису (один из четырех турниров Большого Шлема). Его именем также носит теннисный стадион в Париже. Всем любителям тенниса известно это название, но не все знают о его происхождении. Всем желающим провести свой отдых в этой стране, необходимо получить не только визу и медицинскую страховку во Франции, но и узнать немного об исторических фактах.


Ролан Гаррос родился 6 октября 1888 года на острове Реюньон в Индийском океане в городе Сен-Дени, известным как Столица зарубежного департамента Франции. Основная достопримечательность города – готическое аббатство – усыпальница всех французских королей. С детства Ролан играл на фортепиано, поэтому в юношеские годы уехал в Париж, чтобы закончить свое музыкальное образование, но карьера в музыке у него не сложилась. Ролан увлекся воздушным пилотажем, впервые увидев в Париже аэроплан.

 

В 1909 году известный пилот Альберто Сантос-Дюмона стал учить его летать. Через год Ролан получил лицензию пилота. Так начиналось его большое будущее. В знаменитых воздушных гонках «Париж – Лондон – Париж» (1911г.) он занял 2-е место, в 1912г. – установил мировой рекорд по высоте полета – 5.610м., в 1913г. – совершил беспосадочный перелёт на самолете «Моран-Солнье» через Средиземное море менее чем за 8 часов (от Фрежюс на юге Франции до Бизерте в Тунисе). Так Ролан стал одним из лучших авиаторов Франции, неоднократно участвовавшим в демонстрационных полетах в Европе и США.

 

Но карьера мирного летчика была недолгой. Страшным ударом прямо во время одного из показательных выступлений в Германии стало начало Первой мировой войны. Гарросу удалось завести свой самолет самостоятельно и перелететь ночью во Францию, что было очень смелым поступком, ведь только единичные авиаторы осмеливались летать в темное время суток.

 

Ролан Гаррос в Первую мировую войну

Вернувшись в Париж, Ролан добровольно вступил на службу, выполняя разведывательные полеты. С героическим рвением, имея на вооружении лишь револьвер и установленный на самолете пулемет, который стрелял между лопастей пропеллера, он стал первым боевым летчиком, сбивавшим в воздухе самолеты противника.

 

Сконструированная им самим система, где специальные металлические щитки закрывали тыловую часть лопастей, позволяла избежать попадания пуль в сторону самолета. И, благодаря своему новшеству, Ролану удалось сбить три немецких самолета в 1915г. Но 19 апреля он сам был подбит, из-за чего совершил аварийную посадку на вражеской территории (существует мнение, что авария произошла по вине засоренности топлевопровода) и попал в плен. Три года попыток и Ролану все-таки удалось сбежать на Родину.

 

 

Руководство настаивало на том, чтобы такой выдающихся пилот занялся обучением молодых бойцов, но Ролан хотел вернуться на службу. В его боях будет еще немало побед, но за день до своего 30-летия в воздушном бою под Вузье (на севере Франции) он погиб. В настоящее время именно здесь находится его могила. Через пять недель после этого события война закончилась, и было подписано перемирие.

 

В некоторых изданиях Ролану дают титул «первого воздушного пса», что является недостоверным фактом. Титул присваивают за уничтожение 5 и более самолетов противника, а известно только о 4-х сбитых им самолетах. Однако за выдающиеся заслуги его уже можно считать героем Первой Мировой и, несомненно, первым летчиком-истребителем.

Для французов эта история – яркий пример патриотизма. И, наверняка, если вы будете жить во Франции, вам предложат посетить и Сен-Дени, и Вузье, и, конечно же, расскажут об истории Ролан Гарроса.

 

Имя Ролана Гарроса в истории

 

Первый Чемпионат по теннису во Франции был проведён в 1891 году на кортах спортивного клуба «Стад Франсе», где начинал свою спортивную карьеру Ролан. В этом чемпионате участвовали сначала только мужчины, но с 1897 года за чемпионский титул стали вести борьбу женщины. Число участников постепенно росло, распределяя чемпионов в пять разрядов. А уже в 1925 году чемпионат был объявлен Международным, и стал считаться неофициальным первенством мира на грунтовых кортах. Площади «Стад Франсе» стало не хватать, и было принято решение построить отдельный стадион.

 

В 1928 году «Союз французских обществ атлетических видов спорта» (USFSA) безвозмездно предоставил часть своей территории для строительства стадиона (3 гектара) взамен на то, чтобы он носил название знаменитого летчика – «Ролан Гаррос». Только в 2001г. стадион получит название «Арена Филиппа Шатрие» (в честь бывшего президента Федерации тенниса Франции), но турнир и по сей день носит свое первоначальное историческое название.

 

На Родине Ролана установлен памятник, а также в его честь назван международный аэропорт.

 

В 1983г. автомобильная компания «Пежо» выпустила автомобиль модели 205 “Ролан Гаррос” (Peugeot Roland Garros) с модификаций «кабриолет». Кожаный салон и специальная цветовая гамма выделили этот автомобиль в линейку элитных.

На 100-летие Гарроса (в 1988г.) в пресс-ложе накануне турнира открыли мемориальную доску и выпустили юбилейную монету из никелевой латуни номиналом в 10 франков, бывшую в обращении до 1918г.

Вторая юбилейная монета номиналом 10 евро из серебра 500-й пробы была выпущена в 2012г.

В 1993г. племянник летчика Жан-Пьер Лефевр Гаррос издал биографическую повесть “Roland Garros”.

Также Гарросу посвящен ряд почтовых марок: Монако, 1963г. (1 марка) и 2003г. (1 марка); КНДР 1987г. (1 марка); Франция 1988г. (1 марка), и 2013г. (1 марка); Коморские острова, 1988г. (1 марка); Валлис и Футуна, 2013г. (1 марка); ЦАР 2013 (5 марок), Нигер (2 марки).

Недалеко от знаменитого теннисного стадиона есть музей Ролан Гарроса, собравший экспонаты не только лично относящиеся к именитому летчику, но и ко всей истории тенниса, стадиона и самого турнира.

 

Именно так имя героя нашло свое отражение в истории, став названием для чего-то великого и объединяющего тысячи людей по всему миру. Пожалуй, это самая лучшая дань его героизму и жест, который прекрасно иллюстрирует патриотизм французов и их заботу о своей истории.